Федеральным законом от 27.12.2019 N 451-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда», которые вступили в силу 1 января 2020 года.
Законом N 451-ФЗ определен механизм контроля за внесением организацией, проводящей специальную оценку условий труда (СОУТ), сведений о ее результатах в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения СОУТ.
Как менялось законодательство о СОУТ до 2020 года?
Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
С тех пор этот закон изменялся 5 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2018 № 208-ФЗ и от 27.12.2018 № 553-ФЗ.
Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать. Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников.
Изменения в СОУТ с 2020 года
- Работодателю предоставляется право требовать от организации, проводящей спецоценку, подтверждение факта размещения сведений о результатах в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ).
- Отчет о проведении СОУТ утверждается председателем комиссии в срок не позднее, чем 30 календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ, а отправка работодателем копии утвержденного отчета в форме электронного документа сопровождаться его подписанием усиленной квалифицированной электронной подписью.
- Использование работодателем результатов проведения СОУТ возможно только при условии, что сведения внесены в ФГИС. Результаты, содержащие сведения, составляющие гостайну или иную охраняемую законом тайну, могут применяться со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
- Срок периодичности проведения спецоценки (не реже 1 раза в 5 лет) и срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда исчисляются не с момента утверждения отчета о проведении СОУТ, а с момента внесения данных в ФГИС СОУТ. В случае, если в документах содержатся сведения, составляющие гостайну или иную охраняемую законом тайну, сроки по-прежнему исчисляются со дня утверждения отчета.
Организация, проводящая СОУТ, до начала выполнения работ, но не позднее, чем через 5 рабочих дней со дня заключения с работодателем договора, обязана:
1) Представить в ФГИС сведения:
- полное наименование, ИНН и ОГРН работодателя;
- индивидуальные номера рабочих мест, СНИЛС и численность занятых на них работников.
2) Получить для предстоящей СОУТ идентификационный номер (присваивается системой в автоматическом режиме) и сообщить его работодателю до начала проведения спецоценки. Данный номер является обязательным реквизитом отчета о результатах.
В течение 3 рабочих дней со дня передачи во ФГИС сведений о результатах проведения СОУТ необходимо уведомить работодателя в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо на бумажном носителе в виде почтового отправления с уведомлением о вручении.
Обязанность в течение 10 рабочих дней передавать в Минтруд России информацию:
- о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации, с указанием вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которые были исключены из области аккредитации (требование будет действовать с 1 января 2020 до 31 декабря 2021 года);
- об изменении состава экспертов организации, имеющих сертификат на право выполнения работ по СОУТ.
В работе можно применять только методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку.
Методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений должны позволять проводить исследования (испытания) и измерения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов во всех диапазонах классов условий труда, установленных методикой проведения СОУТ.
Инфракрасное излучение как вредный и (или) опасный фактор производственной среды заменяется на интенсивность и экспозиционную дозу теплового облучения.
При несоответствии организации требованиям Федерального законом №426-ФЗ ее деятельность будет приостановлена.
Результаты проведения экспертизы качества СОУТ и рассмотрения разногласий по вопросам ее проведения с 01.01.2020 обязательны для исполнения всеми участниками спецоценки (в том числе сторонами, имеющими разногласия).
Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.
Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.
В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).
За то, что работодатель нарушил установленные законом правила проведения спецоценки или не провел эту процедуру совсем, в 2020 году по-прежнему будут наказывать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Размеры наказаний не изменились — работодателя предупредят или оштрафуют в следующих размерах:
- должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб.;
- компании — от 60 000 до 80 000 руб.
Отличия штрафов-2020 от действующих в 2019 году — возможность их наложения не только инспекторами во время проверок, но и формирование штрафов в автоматическом режиме.
Специальная компьютерная программа будет осуществлять мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с информацией о проведенной ими спецоценке. Если программа обнаружит, что компания действует более года, но не проводила спецоценку, штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ будет начисляться автоматически без участия контролеров.