Проверка ГИТ всегда вызывает коллапс в работе кадровой службы. И наличие или отсутствие нарушений тут совсем ни при чем.
К нам едет ревизор…
Проверка ГИТ всегда вызывает коллапс в работе кадровой службы. И наличие или отсутствие нарушений тут совсем ни при чем. Просто при проведении абсолютно любой проверки, независимо от ее вида, оснований и предмета, количества жалующихся, инспектор ГИТ запрашивает огромное количество документов: от копий локальных нормативных актов и трудовых договоров до табелей учета рабочего времени и копий устава предприятия. Сбор, копирование, раскладывание, заверение этих документов стабильно «сжирает» рабочий день целиком. А если надо еще и объяснение написать, сделать копии нескольких личных дел, поднять переписку с работником, то на подготовку ответа запросто может понадобится 2-3 дня или 2-3 человека.
А уж как жаль потраченного времени, когда ты понимаешь, что при проверке, например, факта индексации заработной платы, совершенно никому не нужны копия устава или трудовые договоры 120 человек. И приходящий потом штраф за отсутствие в трудовом договоре 2010 года условия о СОУТ, которое никак не касалось проверяемого факта индексации, вызывает просто отчаяние. Как говорится, отдел кадров был удивлен и обескуражен.
Надо сказать, что борьба с необоснованными запросами документов на протяжении многих лет была достаточно безнадежной, но недавно в ней обнаружился-таки сдвиг: Верховный Суд Российской Федерации постановлением от 5 августа 2024 г. № 51-АД24-7-К8 оставил без изменения судебные решения о привлечении к ответственности инспектора ГИТ, который вышел за пределы предмета проверки и привлек к ответственности юрлицо на основании излишне запрошенных документов. Инспектору, к слову, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения. Сильно упрощая ситуацию, можно сказать, что инспектора наказали за проведение проверки при отсутствии оснований для ее проведения.
Выразилось это в том, что конкретных подателей коллективной жалобы ГИТ не установил, т.е. жалоба фактически была не коллективной, а анонимной. Также при запросе документов и назначении наказания вышел за пределы проверки, указанные в постановлении о ее назначении.
Так что можно надеяться, что это первая ласточка, говорящая о том, что к истребованию документов при проверках сложится более взвешенный и не столь формальный подход, что облегчит жизнь и отделам кадров и самим инспекторам, ведь объем документов станет значительно меньше.
Кстати, зачем инспектору ГИТ копия устава предприятия нам не смог ответить ни один инспектор, которому задавали этот вопрос. Но без него вот совсем никак нельзя…