Минтруд России в своем письме от 18 мая 2020 г. № 14-1/В-585 прокомментировал вопрос об учете объявленных Президентом РФ в марте-мае нерабочих дней и сохраненной за работниками на этот период заработной платы при расчете среднего заработка.
Согласно ст. 139 ТК РФ и п. 5 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, когда работник освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ.
Из разъяснений Минтруда России вытекает, что он приравнивает нерабочие дни к случаям освобождения от работы и делает вывод о том, что суммы, фактически начисленные за этот период, не учитываются.
При этом в других своих разъяснениях Минтруд указывает, что сохранение заработной платы в нерабочие дни осуществляется путем выплаты работникам той заработной платы, которую они получили бы, если бы фактически отработали это время. То есть фактически чиновники предлагают относиться к нерабочим дням как к отработанным. Почему при расчете заработной платы дни из рабочих превратились в нерабочие непонятно.
Отметим, что специалисты Роструда до настоящего момента преимущественно придерживались именно мнения о необходимости включения заработной платы за нерабочие дни в расчет среднего заработка.
Обратите внимание: речь в рассматриваемом письме Минтруда идет именно о расчете среднего заработка для случаев, предусмотренных ТК РФ. Для целей выплаты работникам пособий по социальному страхованию действуют иные правила, которые не дают оснований для исключения нерабочих дней и выплаченной за них заработной платы из расчета.