Методика SMART помогает собственнику или руководителю компании поставить конкретную и реальную цель. После ее формулировки у компании появляется предварительный план, как и когда эту цель достичь.
SMART-цели хорошо подходят для краткосрочного планирования и для тех ситуаций, в которых более или менее можно прогнозировать результат.
Итак, что же такое система СМАРТ (SMART)?
Это система постановки целей в менеджменте. Слово SMART — английская аббревиатура от названий критериев, которым должна соответствовать правильно поставленная цель.
измеримая (M — Measurable)
достижимая (A — Attainable)
актуальная (R — Relevant)
ограниченная во времени (T — Time-bound)
Достоинства метода
Популярность целеполагания по SMART во многом связана с тем, что эта техника очень облегчает процесс планирования и достижения цели.
1. Отсев неудачных вариантов. Оценка достижимости и актуальности помогает еще в самом начале исключить те цели, за которые не стоит даже браться. Это позволяет избежать напрасной траты времени и сил.
2. Преобразование желаний в план по их исполнению. SMART-формулировки цели — это, по сути, уже и есть план, только описанный в самом общем виде. Его остается лишь детализировать и выполнить.
3. Профилактика прокрастинации. Технология SMART обеспечивает естественный переход от планирования к действию. Установка крайнего срока достижения цели (дедлайна) уже как бы подразумевает необходимость как можно скорее приступать к работе. Если же дедлайна нет, работу можно бесконечно откладывать на потом.
4. Удобство декомпозиции и планирования. Временные рамки и количественные показатели помогают сразу понять, на какие этапы или подзадачи следует разделить цель.
Например, мы планируем «выучить 1000 новых английских слов за 4 месяца». Легко посчитать, что для этого нам каждый месяц нужно достигать одной и той же промежуточной цели: «в течение месяца выучить 250 новых слов».
5. Мониторинг движения к цели. Измеримость цели помогает отслеживать прогресс, что является отличным источником мотивации. А если в работе что-то вдруг пойдет не так, мониторинг позволит сразу же это заметить.
6. Профилактика недобросовестной работы. Точная цель не позволяет «имитировать» работу. Если цель сформулирована как «писать статью», человек может написать одно предложение, а потом со спокойной совестью смотреть котиков на YouTube. Если же его цель «написать до вечера 2000 слов», он уже не сможет так легко себя обманывать.
7. Повышение шансов на успех. Все перечисленные выше факторы увеличивают вероятность того, что цель в итоге будет достигнута.