Указ Президента от 25 марта о нерабочих днях поставил перед кадровиками массу новых и довольно сложных вопросов. Еще больше неразберихи внесли пояснения Минтруда и разъяснения пресс-секретаря Президента от 27 марта.
Одним из самых острых стал вопрос о том, как протабелировать сотрудников, которые ушли на нерабочие, но не выходные, дни. Что писать в табеле учета рабочего времени?
И в Указе Президента, и в разъяснениях Минтруда эти 5 дней (с 30 марта по 3 апреля) названы НЕРАБОЧИМИ ДНЯМИ С СОХРАНЕНИЕМ ЗАРПЛАТЫ.
Это НОВЫЙ, не предусмотренный ТК РФ вид дней отдыха. Возможность внесения изменений в Трудовой кодекс указом президента стала неожиданностью, но мы не об этом.
Учитывая сложную и невнятную правовую природу этих нерабочих дней, надо обратить внимание на следующее.
Если вы решите проставить в табель “В”, то есть обозначение выходного дня, то оснований для оплаты этих дней не будет, а дни должны быть оплачены. Если проставите “восьмерки”, то сами зафиксируете нарушение указа президента, так как «восьмерки» свидетельствуют о рабочем дне. Что же делать?
Мы рекомендуем сделать следующее:
Издать приказ по организации о введении нового кодового обозначения для этих нерабочих дней (например, ХЗ), с обязательной ссылкой в приказе на Указ президента и учитывать эти дни новым обозначением. Ну и не забыть определить как же эти дни должны оплачиваться.
«Если работник находится в отпуске, то нерабочие дни с 30 марта по 3 апреля 2020 года в число дней отпуска не включаются и отпуск на эти дни не продлевается.»
Тот, кто это написал, похоже, никогда не вел табель учета рабочего времени, не отправлял работников в отпуск и кадровые документы видел только издали. «Почему?», спросите вы.
Я поясню. Если эти злосчастные выходные не включаются в отпуск, то их надо табелировать как-то иначе, что порождает неразбериху в учете рабочего времени. Если рассуждать логически и помнить о целях Указа, для тех работников, кто находится отпуске не должно ничего меняться. Добавлять эти дни к отпуску нет оснований, потому как это не праздничные дни. Если у работника заканчивается отпуск, а нерабочая неделя еще продолжается, он сидит дома, но получает зарплату за эти оставшиеся нерабочие дни.
В общем, если бы написали, что эти дни включаются в отпуск, было бы куда понятнее: табелируем отпуск, ничего не продлеваем.
Мы предлагаем во избежание накладок с расчетом дней отпусков, табелировать длящиеся отпуска именно как отпуска, а тем, у кого отпуска заканчиваются на этой неделе, направить уведомления с использованием средств, подтверждающих доставку, о предоставлении нерабочих дней. Это могут быть письма, телеграммы, электронные письма или социальные сети. В чем-то лучше использовать сервисы типа ватсап, телеграм и им подобные, так как они позволяют убедиться в том, что сообщение, во-первых, доставлено, во-вторых, прочитано. В сообщении выходящим из отпуска рекомендуется напомнить о режиме самоизоляции и уведомить о том, что если они приехали из других регионов, то самоизоляция может продлеваться. Обратите внимание, что режим карантина для прибывших из Москвы устанавливается продолжительностью до 2 недель. В связи с этим рекомендуется запросить у работника сведения о том, где он был, а также о том, находится ли работник в карантине. Если будете уведомлять работника по телефону, то сделайте запись разговора, о чем не забудьте в начале предупредить работника.
Острым вопросом, который встает с отпускниками в эти дни является своевременная выплата отпускных для тех, кто пойдет в отпуск.
Согласно ст. 136 ТК РФ оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала. Поэтому, если вы не выплатили отпускные работникам, а сейчас бухгалтерия блюдет режим самоизоляции и не может произвести расчет и выплату, то можно предложить работникам в соответствии с частью 2 ст. 124 ТК РФ написать заявления о переносе отпуска.