Работодатели, в соответствии с законодательством обязанывести воинский учет работников. В частности:
• назначить ответственного сотрудника;• определить подлежащих воинскому учету работников;
• организовать отдельное делопроизводство.
Воинскому учету подлежат мужчины до достижения возраста снятия с учета и женщины, имеющие военно-учетные специальности. Например, в 2022 годуотчитываться о мужчинах-рядовых, родившихся ранее 1972 рода уже не нужно.
В законе не указано, что воинский учёт ведётся исключительно по основному месту работы. Если в организации по основному месту работы трудятся граждане, не подлежащие воинскому учёту, а среди совместителей есть призывники или военнообязанные, то обязанность ведения воинского учёта не пропадает.
Если количество работников организации, подлежащих воинскому учету, менее 500, то его ведет один сотрудник по совместительству. Чаще всего в таких организациях данную обязанность поручают работнику отдела кадров. Обратите внимание, поручение дополнительной работы возможно только с согласия работника (ст. 60 ТК РФ). За выполнение дополнительной работы работнику производится доплата. Ее размер устанавливается по соглашению между работником и работодателем (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).
При первоначальной постановке организации на воинский учет необходимо уточнить к какому военному комиссариату относится организация, подготовить приказ о назначении ответственного лица. Рекомендованную форму приказа можно найти в Приложении 4 к методическим рекомендациям, утверждённым Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017. Также необходимо разработать функциональные обязанности работника, ведущего воинский учет. Проект Приказа и функциональные обязанности согласовываются с военным комиссариатом.
После оформления приказа надо собрать пакет документов,необходимых для постановки организации на воинский учет документы: карточка первичного учета организации по форме №18, справка из администрации района о том, что данная организация зарегистрирована по указанному месту нахождения, подробный список граждан, пребывающих в запасе, и план работ по осуществлению воинского учета граждан, пребывающих в запасе, на территории организации для согласования с военным комиссариатом, введенный в действие приказом, а также отчет формы №6 или список граждан, пребывающих в запасе, работающих в организации (обратите внимание, что только некоторые военные комиссариаты требуют эту форму).
Карточка учета организации составляется в 3-х экземплярах (в военкомат, районную комиссию по бронированию и один экземпляр самому работодателю)
Необходимо отметить, что все документы, которые представляются в военный комиссариат, рекомендуется оформлять отдельным делом и отдельной строкой в номенклатуре дел организации. Это касается и переписки с военкоматами; исходящую и входящую корреспонденцию, связанную с военно-учетным столом, рекомендуется подшить в отдельные от корреспонденции организации папки.
После этого документы следует отнести в военный комиссариат, и ваша организация будет поставлена на воинский учет. На этом работа по постановке организации на воинский учет закончена, начинается работа по его ведению.
Ведение воинского учета включает:
• постановка работника на учет при приеме документов;• ведение личных карточек по форме Т-2 (не обязательно смомента принятия постановления № 1302);
• проверка наличия персональных электронных карт (если в документах воинского учета есть отметка о выдаче) исправки (заменяющей военный билет);
• регулярная отчетность, позволяющая избежать наказания за непостановку на воинский учет инепредоставление сведений;
• обеспечение защиты личных персональных данных.
Работодателем сдается следующая отчетность для организаций без бронирования: карточка учета организации форма 18, функциональные обязанности ответственного за ведение воинского учета, план работ на следующий год, отчет по плану за предыдущий год, приказ об организации воинского учета. Затем в течение следующего года проводится сверка с военкоматом в срок, указанный военкоматом в плане работ.
Конкретный срок представления отчетов в настоящее время законом не установлен. Срок подачи отчета рекомендуетсяуточнить непосредственно в военкомате. Также информация о сроках подачи отчета о воинском учете может содержаться на официальных сайтах местных властей. Как показывает практика сроки подачи отчетов обычно приходятся на первую половину ноября.
Сами формы (план работ и т.п.) необходимо брать в военкомате, к которому относится организация (как правило, в военкомате предлагают приехать к ним с флешкой, так как у каждого военкомата свои формы).
Также до 1 ноября ежегодно сдается список мужчин, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт в следующем году (т.е. список тех, кому исполнилось 17 лет).
В течение года сдаются сведения при трудоустройстве и увольнении военнообязанных в течение 2 недель со дня приема/увольнения в военкомат, в котором на учете состоит работник. Если происходят изменения в статусе работающего (семейное положение, образование и т.п.) сведения также подаются в военкомат.
В течение года также необходимо вести карточки работников формы Ф10.
По мере приближения даты сверки необходимо проверить все документы военнообязанных, запросить у работников подтверждение сведений. По итогам подтверждения сведений, но до назначенной даты сверки, во все военкоматы, в которых на учете стоят работники (а не сама организация) необходимо направить письмо с уведомлением по форме, которую дал военкомат работодателя, о проведении сверки, а затем отчитаться в военкомат работодателя, что письма в военкоматы работников направлены.
Штрафы за невыполнение закона
Для организаций
Административная ответственность по ч. 3 ст. 21.4 КоАП в виде штрафа от 1 000 до 5 000 рублей наступает в следующих случаях:
• если при приёме или увольнении призывника или военнообязанного не оповестить военный комиссариат;• если не направить по запросу военкомата и органов местного самоуправления в установленный срок необходимых сведений о гражданах, обязанных состоять на воинском учёте.
По ст. 21.1 КоАП штраф составляет от 1 000 до 3 000 рублей. Организацию привлекут к ответственности, если до 1 ноября текущего года в военкоматы не будут предоставлены сведения о мужчинах, которым в следующем году исполняется 17 лет (как уже отмечали, это не ваш случай).
Согласно ст. 21.2 КоАП, если не оповестить сотрудника о вызове (повестке) военкомата и не обеспечить ему возможности своевременной явки в место, указанное военкоматом, штраф составит от 1 000 до 3 000 рублей.
Оштрафовать за неисполнение обязанностей по воинскому учёту могут военные комиссары (ст. 23.11 КоАП).
Срок давности по привлечению к ответственности за данные нарушения не так давно увеличили и сейчас он составляет 3 года.
Ещё одно основание для привлечения к административной ответственности — ст. 19.7 КоАП РФ«Непредставление сведений (информации)». Размер штрафа для должностных лиц от 300 до 500 рублей, для юридических лиц — от 3 000 до 5 000 рублей. Ответственность возникает в случае, если организация не предоставила или несвоевременно предоставила сведения по запросу военного комиссариата.