В продолжение темы о больничных листах и прогулах напомним, что плохое самочувствие работника может считаться уважительным поводом для отсутствия на работе, в том числе и для достаточно длительного отсутствия: в течение одного-двух рабочих дней.
Я же самый тяжело больной в мире человек!
В продолжение темы о больничных листах и прогулах напомним, что плохое самочувствие работника может считаться уважительным поводом для отсутствия на работе, в том числе и для достаточно длительного отсутствия: в течение одного-двух рабочих дней. При этом далеко не всегда подтверждением уважительности отсутствия будет именно листок нетрудоспособности.
За последние годы выработалась достаточно устойчивая тенденция в судебной практике, закрепившая возможность работников подтверждать отсутствие по уважительной причине, связанной с самочувствием, следующими документами:
- результатами пройденных исследований (Определение Первого КСОЮ от 11 марта 2024 г. № 8Г-4916/2024.
- справкой о посещении врача, выданной медучреждением (Определение СК по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01 февраля 2024 г. по делу № 8Г-23491/2023[88-1183/2024-(88-23791/2023)].
- справкой о вызове скорой помощи и направлении на госпитализацию (Определение Шестого КСОЮ от 14 марта 2024 года № 88-7242/2024.
Во всех этих случаях есть один момент, о котором мало кто задумывается, пока суд не начинает задавать вопросы. И касается он учета времени, когда работника не было на работе. Проще говоря, почти во всех рассмотренных случаях в суд представлялись табели учета рабочего времени, в которых отсутствие работника на работе менее одного целого рабочего дня не было зафиксировано: согласно табелям, чаще всего, работнику время отсутствия учтено как рабочее и оплачено.
То есть работодатель своими же документами опровергает факт отсутствия работника на работе без уважительной причины. Особенно ярко значение правильного оформления табеля проявляется при привлечении к ответственности дистанционных работников либо тех, кто в силу специфики должности не сидит все время на одном месте: работники с разъездным характером работы, преподаватели ВУЗов и т.п.
Например, Седьмой КСОЮ признал незаконным привлечение к дисциплинарной ответственности педагога, рабочее время которого было учтено в табеле, а работодатель не смог опровергнуть то, что работник выполнял рабочие обязанности (участвовал в конференции) за пределами рабочего места.
Вполне обоснованным представляется вывод, что время, когда работник не работал (независимо от причины) оплате не подлежит и в табеле в качестве рабочего отражаться не должно. Обычно для фиксации времени отсутствия в течение рабочего дня используется код НН. Если работник отсутствовал часть рабочего дня, о чем составлен акт, то можно уменьшить учтенную в табеле продолжительность рабочего времени. Например, работника не было 2 часа, значит в табеле указывается не восемь часов, а шесть.
После установления причины отсутствия, если работник привлекается к ответственности, код НН заменяют на код ПР (прогул). Если причина неявки на работу была уважительной, то можно оставить код НН (для того, чтобы исключить время отсутствия из оплаты), но мы рекомендуем ввести отдельный код для обозначения отсутствия на работе по уважительной причине. Такой код пригодится и в других случаях, например, если работник не приехал из-за снегопада, пожара, нарушения транспортного сообщения, других чрезвычайных ситуаций.
Ведь заработная плата работника ему выплачивается именно за время, потраченное на исполнение должностных обязанностей, а не на посещение врача. То есть наказать работника за это нельзя, но и оплачивать это время как рабочее организация тоже не обязана. Для внесения отметки об отсутствии по болезни в рассмотренных случаях оснований тоже нет, так как листок нетрудоспособности отсутствует.