Если п. 8 ч. 2 ст. 33 ФЗ «Об ООО» оперирует термином «документы, регулирующие внутреннюю деятельность общества», то п. 19 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" относит к компетенции общего собрания акционеров «утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов акционерного общества».
Данная формулировка представляет определенную сложность в толковании, так как, с одной стороны, органы акционерного общества – это директор, наблюдательный совет, правление, общее собрание акционеров и т.п., а не отделы или работники. С другой стороны, директор – наемный работник, его деятельность, должна быть урегулирована ПВТР, как документом, регулирующим деятельность всех работников общества. Нормы ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" ситуацию не проясняют. Таким образом, вопрос о компетентном органе акционерного общества, полномочным утверждать ПВТР, должен решаться на уровне устава акционерного общества. В зависимости от того, как решен вопрос об определении компетентного лица, уполномоченного утвердить ПВТР, возможно два варианта:
1. ПВТР утверждаются общим собранием акционеров
В пользу того варианта говорит то, что текущее управление в обществе должен осуществлять единоличный исполнительный орган (ст. 69 ФЗ «Об АО»), избираемый при создании АО (ч. 2 ст. 9 ФЗ «Об АО»), и который, в свою очередь, является наемным работником, на которого также распространяются ПВТР. Строго говоря, как любого наемного работника, директора АО необходимо ознакомить с ПВТР до (!) заключения с ним трудового договора (ч. 3 ст. 68 ТК РФ РФ). В связи с этим целесообразно включить вопрос об утверждении ПВТР в повесТК РФу первого собрания, на котором принимается решение о создании АО, сделав соответствующую запись на титульном листе ПВТР:
Утверждены протоколом Общего собрания акционеров №1 от 01.02.2019
Так как учет мнения представителя (представительного органа) работников при принятии локальных нормативных актов обязателен (ст. 8 ТК РФ), но в силу объективных причин невозможен, то на титульном листе рекомендуется сделать об этом отмеТК РФу, например, путем проставления записи
"На дату утверждения правил внутреннего трудового распорядка в АО “Сигма” нет представителя (представительного органа) работников"
2. ПВТР утверждаются единоличным (директор, генеральный директор) или коллегиальным (правление, дирекция) исполнительным органом.
О возможности такого варианта с точки зрения Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" говорит то, что работники акционерного общества не совпадают с его органами и, следовательно, порядок их деятельности может определяться единоличным исполнительным органом, так как именно он в силу ч. 2 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" «утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества». Хотя вопрос о соблюдении трудовых прав самого директора с точки зрения ТК РФ в этом случае остается оТК РФрытым.
При утверждении ПВТР единоличным исполнительным органом после регистрации юридического лица, но до заключения первого трудового договора, он издает соответствующий приказ об утверждении ПВТР.
Так как учет мнения представителя (представительного органа) работников при принятии локальных нормативных актов обязателен (ст. 8 ТК РФ), но в силу объективных причин (отсутствия работников, кроме директора) невозможен, то на титульном листе рекомендуется сделать об этом отмеТК РФу, например, путем проставления записи
"На дату утверждения правил внутреннего трудового распорядка в АО “Сигма” нет представителя (представительного органа) работников"